ГАУ МО «Красногорское информагентство»

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

суббота, 4 апреля

облачно с прояснениями+5 °C

Надежно защитили небо страны

19 нояб. 2016 г., 20:35

Просмотры: 247


Гость редакции – ветеран войны и труда Николай Ильич Бакланов. «Красногорские вести» не раз на своих страницах рассказывали о нем. На этот раз поводом для встречи стала круглая дата – исполнилось 60 лет выпуска первой установочной партии автопилотов (бортовая аппаратура управления) для ракет класса «земля – воздух» стационарных (С-25) и мобильных (С-75) комплексов ПВО.

– Это была величайшая победа в области обороны нашей страны, с которой началось создание системы противовоздушной обороны. И к этому событию непосредственное отношение имеет Красногорский механический завод (ныне ПАО КМЗ), сотрудники бюро КБ-5, – начал рассказ Николай Ильич.

Важное
правительственное
задание
В истории предприятия период 1952–1966 годов значительно повлиял на научно-технический и производственный потенциал всех подразделений предприятия. Началось все с правительственного задания на изготовление аппаратуры для стационарного комплекса противовоздушной обороны столицы. Сроки исполнения заказа предельно сжатые. Работа шла круглые сутки.
В 1955 году поступило новое задание – организовать серийное производство автопилотов для ракет класса «земля – воздух» стационарных «Беркут» (С-25) и мобильных «Двина» (С-75) комплексов ПВО. Задача для коллектива оказалась настолько неординарной, что потребовала создания специализированного производства, конструкторских и технологических подразделений.
В самые короткие сроки необходимо было освоить производство гироскопических датчиков, датчиков линейных ускорений, усилителей, рулевых машин, струйных реле, переключателей воздуха, программных механизмов. Всем службам завода предстояло совершить настоящую техническую революцию практически по всем направлениям.

Официальной
статистики нет, но…
Не встречал в официальных источниках эту статистику, но есть информация, что в 50-е годы ХХ века ВВС США сделали более 80 попыток пролететь над территорией СССР. Около 20 самолетов-разведчиков из полетов не вернулось.
Безнаказанность полетов высотных самолетов была оскорбительной для Советского Союза. Но «достать» противника в небе было нечем. С появлением и развертыванием зенитно-ракетных комплексов ситуация начала меняться.

Первые автопилоты
Во второй половине 1956 года на КМЗ была изготовлена небольшая установочная партия автопилотов, с 1957 года начался их серийный выпуск.
Мало кто знает, что в уничтожении высотного американского самолета-разведчика «Локхид У-2», пилотируемого Пауэрсом и вторгшегося 1 мая 1960 года в воздушное пространство нашей страны на высоте 20000 метров, принимали участие мобильные зенитные комплексы  С-75, ракеты которых были оснащены автопилотами, изготовленными на КМЗ.
Вскоре в небе над Кубой нашими «Беркутами» был сбит один самолет У-2, а в китайском воздушном пространстве нашли свою гибель пять воздушных шпионов.
Вот так Красногорский механический связал свою историю с ракетостроением, а в центральном конструкторском бюро предприятия родилось новое крупное КБ №5. Его возглавил выпускник МВТУ им. Баумана Владислав Иванович Креопалов, которому в ту пору еще не исполнилось и тридцати.

Преданные
производству
Первым начальником цеха №18, при котором стали собирать автопилоты на КМЗ, был А.К. Кузьминский. Затем его сменил В.П. Синдирев, а потом В.Н. Захаров, Г.К. Калинин и С.Г. Зудилин. Все они, как один, были преданными  производству людьми, полностью отдававшими себя работе.
В те годы особенно ярко проявила себя молодежь, пришедшая после окончания вузов. Выросла целая плеяда прекрасных инженеров. Это И.С. Мерлушкин, В.Н. Захаров, Р.А. Ханян, А.П. Можаров, Л.С. Харитонов, Н.П. Гречихин, Г.М. Машуков, А.С. Мартынюк, Ю.П. Комяков, В.Н. Кожевников. Эти специалисты вскоре пошли на кадровое повышение.
Обязательно нужно сказать об Александре Цветкове и Евгении Жидкове. Например, Цветков самостоятельно собрал в 50-е годы минувшего века телевизор.
Жидков во время службы в армии сразу после окончания Великоц Отечественной войны участвовал в демонтаже оборудования известной немецкой фирмы «Сименс».
Настройщикам Александру Цветкову и Евгению Жидкову было подвластно все. Они могли выявить и устранить любые неисправности, допущенные в электромонтаже автопилота. На жаргоне настройщиков выявление неисправностей скрывалось под фразой «найти хомут». Автопилот они называли «бочкой» (он весил 16 кг), тележка для транспортировки десяти «бочек» на проведение климатических испытаний контрастными температурами именовалась «катафалком».
Зенитно-ракетные комплексы  использовались во время военных конфликтов во Вьетнаме и Египте. Достойны самых высоких похвал конструкторы и инженеры-исследователи КБ-5, которые использовали практические результаты применения и улучшали параметры автопилотов и блоков УВ-250. Это В.Чернов, А.Никулин, М.Захаров, Ю.Комяков, В.Кожевников, Р.Ханян, В.Матвеев, В.Татур, Г.Аммосов, Г.Колотушкина, В.Хохряков, В.Калинин.
Я тогда был начальником сектора по выпуску механических элементов. На наши плечи лег основной груз ответственности за производство, испытания на полигонах, эксплуатацию в войсках, в КНР и многих других странах, где находились ЗРК С-75 и С-125. Огромная заслуга в этом деле руководителей КБ-5 В.И.Креопалова и И.С. Мерлушкина.

Значимая веха
Интересной и значимой была работа над ускоренным вариантом автопилота – АП-755У.
Проблема сокращения времени готовности ракеты к бою возникла во время американской агрессии во Вьетнаме. До сих пор соревнование систем ПВО с их конкурентами-самолетами проходило в основном в верхних слоях атмосферы: разработка более высотных самолетов вызвала усовершенствование ракет, которые могли бы достать и сбить эти самолеты.
Запуская Пауэрса на высоту свыше 20 км, американцы хотели проверить: дотянутся до него советские ракеты или нет. Выходит, что дотянулись.
Радиолокационные системы ПВО могли обнаружить и вычислить траекторию полета самолета, если он летит на большой высоте, задолго до его приближения к намеченной цели. Время готовности ракеты к боевой работе от момента подачи на борт электропитания не имело критического значения и в системе С-75 составляло 2 минуты. Время это, в основном, определялось временем разгона электромоторов гироскопических датчиков автопилота.
Не секрет, что во вьетнамской войне СССР оказывал активную помощь этой стране в борьбе против американской агрессии. Вьетнам стал чудовищным испытательным полигоном американской и совет-ской военной техники. Американцы знали возможности наших комплексов ПВО – высотой полета нас не испугаешь.
Тогда ими была применена тактика бреющих полетов. Это был удар ниже пояса. Внезапно появляющиеся на бреющем полете американские самолеты, например, тяжелые бомбардировщики Б-52, не могли быть заранее обнаружены радиолокационными системами, а ракетным дивизионам нужно было не менее двух минут на готовность к бою. Держать же ракетные системы включенными круглосуточно было нельзя: быстро расходовался ресурс всего оборудования. Несколько ракетных комплексов было уничтожено низколетящими бомбардировщиками.
Как выйти из создавшегося положения, как сократить время готовности автопилота? Не помню, кому первому пришла в голову мысль уменьшить время выхода на нормальный режим гироскопических датчиков за счет подачи на гиромоторы форсированного напряжения в начальный период подачи напряжения на автопилот. Была проведена серия экспериментов и испытаний в Серпухове (изготовитель гиромоторов) и Красногорске. Выработали оптимальные соотношения всех параметров. В результате время готовности гиродатчиков было уменьшено до 20 секунд (в 6 раз по сравнению с прежним временем).
После этого последовали многочисленные поездки на полигон на Балхаш с целью подтверждения проведенных расчетов и макетных испытаний модифицированного автопилота в реальных условиях пуска ракет по низколетящим целям. Все это делалось в темпе, в условиях жесткого дефицита времени. В результате несколько сбитых во Вьетнаме низколетящих самолетов, в том числе и Б-52, показали агрессору, что с комплексом С-75 шутки плохи не только на больших высотах, но и на бреющих полетах.
Таков вклад красногорцев в оборону неба не только Москвы и нашей Родины, но и дружественных Советскому Союзу, а теперь России, стран.
Записала Т.ЧЕРНОВА.
Фото Т.ЧЕРНОВОЙ
и из архива Н.БАКЛАНОВА.