ГАУ МО «Красногорское информагентство»

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

суббота, 26 сентября

ясно+11 °C

Поэзия Рождества

03 янв. 2017 г., 19:39

Просмотры: 408


Беседа с доктором филологических наук, профессором МГУ им. М.В. Ломоносова, настоятелем Михаило-Архангельского храма поселка Архангельское священником Илией Ничипоровым.

Во множестве образных воплощений приоткрывается тайна присутствия Бога во Вселенной, в земном мире и в отдельной человеческой жизни.

 

Совсем немного остается до Рождества Христова – одного из главных праздников Православной Церкви. В празднике Рождества соединились Божественная милость и человеческая надежда, вечность и история. Событие Боговоплощения открыло новую страницу в жизни человечества. Величайшие гимнотворцы Церкви написали дивные по красоте богослужебные тексты, но и много лет спустя после их появления уже, казалось бы, «светская», поэзия продолжает черпать свое вдохновение в событии Рождества.

О стихах, посвященных Рождеству, – беседа с доктором филологических наук, профессором МГУ им. М.В. Ломоносова, настоятелем Михаило-Архангельского храма поселка Архангельское священником Илией Ничипоровым.

Почему стихов о Рождестве в целом больше, чем о главном празднике Церкви – Пасхе?

Количественным сопоставлением рождественских и пасхальных произведений я не занимался, поэтому утверждать, что одно преобладает над другим, не возьмусь. Если включать в «пасхальную» поэзию стихотворения «страстного» цикла, то вряд ли этот корпус текстов уступит поэзии «рожде­ственской». Однако вы правы в том, что, действительно, на эту тему написано много хороших стихов.

Как поэзия использует различные мотивы праздника? От чего отталкивается поэт, когда берется за рождественскую тему?

В русской и европейской поэтических традициях тема Рождества предстает во множестве образных воплощений. В них приоткрывается тайна присутствия Бога во вселенной, в земном мире и в отдельной человеческой жизни. Стихотворения о Рождестве могут входить в контекст лирической исповеди, как у Осипа Мандельштама («Сусальным золотом горят…»), строиться на художественном проник новении в смысловые глубины евангельского рассказа об этом событии, воспроизводить его сюжетные звенья – как, например, у Афанасия Фета («Явление ангела пастырям»), Константина Фофанова («Еще те звезды не погасли…») или Бориса Пастернака в «Рождественской звезде»…

Удивительно, как у разных поэтов меняются ракурсы изображения Рождества: например, англичанин Томас Элиот («Похвала Рождественской елке») использует парадоксальное, исполненное внутреннего драматизма наложение «взрослого» и «детского» восприятий рождественского чуда.

У Блока в стихотворении «Был вечер поздний и багровый…» пришествие в мир Богомладенца овеяно не только ликованием, но и голгофскими ассоциациями: «И на губах Искариота // Улыбку видели гонцы».

В стихотворении Есе нина «Тучи с ожереба…», написанном в роковом 1917 году, в теме Рождества преобладают трагические ноты, поэт пророчествует о массовом богоотступничестве: «Только знаю: будет // Страшный вопль и крик, // Отрекутся люди // Славить новый лик».

В «Рождественской звезде» Иосифа Бродского Рождество предстает в уникальной трехмерной перспективе: в человеческом понимании, во взгляде Богомладенца и в проницающем все мироздание взоре Бога Отца:

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,

на лежащего в яслях ребенка издалека,

из глубины Вселенной, с другого ее конца,

звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.

Кстати, о Бродском. Известно, что он написал более 20 стихотворений, посвященных Рождеству. Почему эта тема так важна для его творчества?

Действительно, в поэзии Бродского тема Рождества – сквозная, к ней он обращался в стихотворениях разных лет. Тяготея к агностицизму, с затаенным сомнением относясь к реальности иного мира, поэт в то же время пристально вглядывался в черты пришедшего в мир Христа, пытался даже «изнутри» художественно передать Его чувства и видение земной жизни – например, в «Рождественской звезде». Рождественские переживания в стихотворениях Бродского выводили на грань интеллектуального и религиозного способов познания бытия, явленного и сокровенного, смертного в своей вещественности мира и неясных для поэта очертаний вечности – в стихотворениях «Рождественский романс» и «24 декабря 1971 года»:

Пустота. Но при мысли о ней

Видишь вдруг как бы свет ниоткуда.

Знал бы Ирод, что чем он сильней,

Тем верней, неизбежнее чудо.

Постоянство такого родства –

Основной механизм Рождества.

Есть ли удачный опыт обращения к теме Рождества у современных поэтов?

В поэзии начала нашего века особенно можно выделить поэмную трилогию Юрия Кузнецова «Путь Христа» (2003), где рождественский сюжет послужил основанием для дальнейшего развития сюжета.

Тему Рождества можно в известном смысле назвать «детской»: рождение Младенца, волхвы из дальних стран, таинственная звезда – все это, конечно, быстро входит в детское сознание. На какие стихи о Рождестве лучше всего откликаются дети? Что можно читать ребенку?

О рождественских стихотворениях для детей сказать сложно, поскольку разделение поэзии на «детскую» и «взрослую» более чем условно. Однако если все же принять эту условность, я бы назвал проникновенные, овеянные поэзией детского религиозного чувства стихотворения Афанасия Фета «Ночь тиха. По тверди зыбкой…», Саши Черного «Рождественское» и Валентина Берестова «Перед Рождеством».