ГАУ МО «Красногорское информагентство»

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

суббота, 26 сентября

ясно+12 °C

ЯК и Харрикейн – крылатые союзники

21 февр. 2017 г., 20:01

Просмотры: 416


В экспозиции Музея техники Вадима Задорожного будут соседствовать боевые машины со схожими судьбами Музей техники Вадима Задорожного, расположенный в пос. Архангельское городского округа Красногорск, – настоящая сокровищница не только ретроавтомобилей, но и боевых машин прошлого, причем не только наземных, но и крылатых. Поиск и реставрация самолетов былых времен – одно из направлений деятельности музея – поистине бесценная патриотическая и просветительская миссия, благодаря которой наши современники могут увидеть летающие легенды минувших сражений.

Подвиги в небе
Советская авиация в годы Великой Отечественной войны покрыла себя неувядаемой славой. Летчики фронтовой и дальней авиации страны совершили около 3125 тыс. боевых самолето-вылетов и нанесли противнику невосполнимый урон в живой силе и боевой технике. На счету советских военных летчиков за годы Великой Отечественной более 600 воздушных таранов.
За успешное выполнение боевых заданий командования, проявленные мужество и отвагу свыше 200 тысяч воинов-авиаторов награждены орденами и медалями. 2420 авиаторов получили звание Героя Советского Союза, 65 летчиков удостоены этого звания дважды, а Александр Покрышкин и Иван Кожедуб – трижды.
Орденами СССР были награждены 897 авиасоединений и частей, 708 – получили почетные наименования и 228 – удостоены звания гвардейских.

«Летающая» коллекция
Прикоснуться к подвигам «красных соколов» страны дает возможность экспозиция Музея техники Вадима Задорожного.
Как рассказал Вадим Задорожный в одном из недавних интервью, в музейном собрании 11 самолетов Великой Отечественной. Истребители И-153 «Чайка», И-16, ДИТ, два МиГ-3, штурмовик Ил-2, ночной бомбардировщик По-2...
По его словам, идея создания летающей коллекции возникла давно, лет 30 назад, позже проект получил название «Крылатая память Победы». Энтузиасты авиационной истории, сотрудники музея начали поднимать из болотной трясины, со дна озер в труднодоступных местах Карелии, Мурман-ской, Новгородской, Псковской областей то, что осталось от самолетов, и по обрывкам сохранившейся в архивах технической информации собирать их. Реставрационный процесс занимает от полутора до пяти лет.
Все эти музейные крылатые экспонаты, безусловно, интересны и по-своему уникальны, но у некоторых особенно яркая судьба.

Возвращение легенды
Одномоторный самолет модели Як-1 был лучшим советским истребителем первых полутора лет Великой Отечественной войны. На сегодняшний день в мире существует только два Як-1. Один из них – это истребитель Як-1Б Героя Советского Союза Бориса Еремина, который был передан на родину летчика, в краеведческий музей Саратова, по просьбе жителей города.
Второй самолет находится в Музее техники Вадима Задорожного.
…23 августа 1943 года младший лейтенант Демидов возвращался с боевого задания по сопровождению североморских конвоев. Это был его четвертый боевой вылет. Во время захода на посадку у летчика возникла нештатная ситуация, и он был вынужден уйти на дополнительный круг. Горючего в баках осталось мало, дотянуть до посадочной полосы аэродрома шансов практически не было.
Летчик совершил вынужденную посадку на гладь озера и успел спастись, выбравшись из тонущего самолета. В дальнейшем младший лейтенант Демидов в боях сбил три немецких самолета.
Затонувший Як-1 почти семь десятилетий пролежал под водой. Поисковикам понадобилось несколько лет, чтобы найти этот самолет. Вначале поиски велись на озере Черногуб-ское. Затем, изучив архивные документы и познакомившись с воспоминаниями летчика, поисковики все же нашли самолет на дне озера Кривое.
Работы по подъему самолета велись более десяти дней и, наконец, 10 июня 2012 года со дна озера Кривое недалеко от поселка Сафоново-1 члены поисковой группы «Икар» подняли Як-1, приписанный к 20-му истребительному авиационному полку ВВС Северного флота.
Сегодня уникальная боевая машина благодаря заботливым рукам реставраторов мастер-ских Музея техники Вадима Задорожного обретает свою вторую жизнь, и уже сейчас посетители музея могут прикоснуться к живой истории легендарного самолета Як-1, сохранившего память о Великой войне и о Великой Победе.

В едином строю
Как сообщил Вадим Задорожный, в этом году он рассчитывает открыть для посетителей музея отдельный раздел, посвященный советской авиации вплоть до начала реактивной эры. Там будет представлен и британский истребитель Харрикейн (Hawker Hurricane), который Советский Союз получил по ленд-лизу.
У машины с номером Z-5252 отличная боевая биография. За неполный год разные летчики одержали на ней 12 побед.
6 июня 1942-го после боя с мессершмиттом лейтенант Марков не дотянул до аэродрома Ваенги и жестко сел на лед безымянного озера под Североморском. Летчик спасся и вышел к своим, а самолет вскоре затонул, но через десятилетия был поднят поисковиками.
Восстановление Hurricane Z-5252 шло долго и упорно, наконец реставрационные работы завершаются.
По планам, в Музее техники Вадима Задорожного «англичанин» встанет «в строй» рядом с собратьями – отечественными истребителями.

Ю.СОКОЛОВА.
Использованы материалы сайтов tmuseum.ru, aviapanorama.ru, rg.ru.