ГАУ МО «Красногорское информагентство»

Яндекс.Погода

пятница, 24 ноября

пасмурно-6 °C

Онлайн трансляция

Благодарные потомки помнят

03 нояб. 2016 г., 14:10

Просмотры: 175


4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден федеральным законом «О внесении в статью 1 федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался
4 ноября 2005 года.

В память об освобождении
День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России XVII века.
Смутное время – период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, – было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный.
Начало XVII века принесло стране тяжелые испытания. По России после трехлетнего неурожая прокатилась волна голодных бунтов, сопровождавшихся вторжением польско-литовских интервентов. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы.
Бедствия смутного времени
Захватчики разграбили и сожгли сотни селений страны, в том числе на тех землях, что впоследствии стали территорией Красногорского района. Так, в писцовой книге 1623 года упоминается «пустошь, что было село Нахабино, и 42 пустоши». Только в 1628 году снова заселяется Нахабино и восстанавливается в нем деревянная церковь.
В пору лихолетья тяжело по-страдало царское имение – село Ильинское. И не приходится удивляться, что через шесть лет после изгнания польско-литовских интервентов оно только начало заселяться вновь. По книгам Патриаршего приказа за 1618 год, церковь в Ильинском была обложена минимальной по тем временам данью – «2 алтына и по наезду гривна». Но в том же году село оказалось на пути войска польского королевича Владислава, который пытался завладеть московским престолом. Московские разведчики 10 сентября докладывали, что видели, как в селе Ильинском «разъезжают польские люди загонные» (то есть передовой отряд), а в последующие дни, до 21 сентября, сообщается, что они находятся в селе, собирая выращенный хлеб нового урожая: «а возят хлеб с поля в гумны и на гумнах ходят».
И вновь дворцовое село было разорено до основания и стерто с лица земли. Два года спустя, по сведениям переписной книги 1620 года, оно оставалось безлюдным и пустым. Где прежде были постройки, теперь записаны лишь «место храма, место попово, место пономарево, место просвирницыно, бобыльских шесть мест да 13 мест крестьянских дворов» – только места, без единого строения и без жителей.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства».
Всенародное ополчение
В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов не хватало, поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Князь не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.
Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.
Возрождение государства
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства, а икона стала предметом особого почитания.
В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны – дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

 

 Ю.СОКОЛОВА.